Особенности младшего школьника.

Добавлено . Опубликовано в Педагогика

osobennosti-mladshego-shkolnikaЖизнь современного ребенка меняется в шесть лет. Устанавливаются отношения с окружающими и ровесниками, изменяются виды деятельности, общения. Ведущей деятельностью становится обучение: появляются новые обязанности, требующие беспрекословного выполнения, по-другому воспринимают ребенка родные и близкие люди. Младшие школьники эмоционально уязвимы. У них развивается чувство собственного достоинства, внешним выражением которого является гневное реагирование на любое унижение их личности и позитивное переживание похвалы. Успеваемость ребенка в учебе во многом зависит от степени готовности его в школу.

Показателями готовности ребенка к обучению являются не школьные навыки - чтение, письмо, умение считать, а общее психическое развитие. Главными факторами здесь выступают сформированность познавательных процессов, запас знаний и представлений об окружающем мире, социально-коммуникативные навыки. Именно это поможет будущему ученику включиться в учебный процесс и успешно овладеть учебной деятельностью. Особого внимания заслуживают уровень сознательного восприятия, что создает предпосылки для получения умения читать; сформированность наглядно-образного и словесно-логического мышления; зрительно-моторная координация, которая важна для овладения навыками письма, рисования, лепки, умение оперировать определенными предметно-количественном отношении, что является предпосылкой успешного овладения математикой. Не менее важным является уровень эмоционально-волевой и социальной зрелости, что проявляется в усвоении образцов общения, правил поведения в различных ситуациях и умении им подчиняться, сознательной регуляции поведения, умении сотрудничать со взрослыми и ровесниками. 

Уровень познавательной активности тоже является важной составляющей готовности к обучению. Если ребенок любознательный, активно интересуется окружающей средой и на все свои «почему?» Получает ответ, то в школьной жизни он сможет успешно решать учебные задачи, самостоятельно пользоваться полученными знаниями. Причины уровня развития первоклассников разные, заключаются в условиях жизни и воспитания детей. Есть случаи, когда в семье отсутствует любое дошкольное воспитание. Основной особенностью этого возраста является изменение социальной позиции личности: вчерашний дошкольник становится учеником, членом школьного и классного коллективов, где следует соблюдать новые нормы поведения, уметь согласовывать свои желания с новым распорядком т.д..

Все это ребенок воспринимает как некий переломный момент в жизни, что сопровождается к тому же перестройкой системы взаимоотношений со взрослыми, авторитетной фигурой среди которых становится учитель. Одним из важных механизмов личностного становления школьника является самооценка, которая проявляется в том, как ребенок видит себя, свои черты, возможности, успехи и неудачи, как ориентируется на реальные показатели своих достижений, сопоставляет свое оценочное суждение с мнением взрослых. С приходом в школу у ребенка происходят изменения в формировании самооценки.

Появляются новые виды деятельности, возникают новые связи с окружающими (с одноклассниками, учителем), пересматриваются критерии оценки товарищей и самого себя. Эта пора характеризуется активной социализацией ребенка, формированием у него коллективного сознания. На отношение к здоровью очень влияют средства массовой коммуникации, окружение друзей в классе, на улице, влияние семьи.

Если ребенок чрезмерно открыт, послушный, это может привести к формированию таких черт, как зависимость от чужого мнения. Чрезмерная самостоятельность ребенка может привести к непослушанию и развитию чувства вседозволенности. Существует много средств воздействия на формирование самостоятельности у детей. Чтобы организовать ситуацию успеха, необходимо привлекать ученика к различным видам деятельности, помогать в подготовке конкретных действий, наполняя ребенка радостью, уверенностью. Нужно оценивать только конкретную работу, а не личность, не сравнивать детей, не призывать их следовать отличникам, сориентировать школьников на индивидуальные достижения.

Нельзя захваливать способных учеников, особенно тех, кто достигает высоких результатов без особых усилий. Наоборот, нужно поощрять меньше продвижения в обучении слабого, но прилежного ученика, потому что становление самооценки в основном зависит от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. По своим психическим особенностям дети младшего школьного возраста резко отличаются от других учеников. Очень активные, любознательные, они требуют особого внимания, детального изучения возрастных особенностей.

Счетчики и баннеры

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100