Skip to main content

Обучение уходу за новорожденным: так ли это необходимо?

Майорская М.Б.
Опубликовано в виде брошюры в 2000 г.

Материнское поведение

Каждая женщина, независимо от того, сколько у нее детей, стремится стать для своего ребенка самой лучшей матерью. Поэтому литература по воспитанию детей во все времена была одной из самых читаемых. Современная мама настолько привыкла доверять печатному слову, изучать по книжкам любую науку, овладевать языком, шить, готовить, что и уход за детьми часто осуществляется тоже по книжкам. К услугам нынешних мам многочисленные журналы, обучающие кассеты, компьютерные сети и множество других источников информации. Создается впечатление, что главное найти свою книжку и дальше можно действовать по готовым рецептам.

Кроме мнения, что научиться ухаживать за новорожденным можно по книгам и журналам, существует другое мнение, утверждающее, что этому вообще не надо учиться. Многие думают, что каждая мать может хорошо ухаживать за малышом, опираясь только на свою материнскую интуицию. Но если бы женщине хватало для этого только интуиции, то у нее никогда не возникали бы бесконечные вопросы по уходу за ребенком и сомнения в правильности своих действий.

Повседневная практика показывает, что для хорошего ухода за младенцем наличие материнского инстинкта является необходимым, но недостаточным условием — высокоорганизованному мозгу необходимо обучение. Человек является высокоорганизованным существом, со сложным и развитым мозгом, поэтому у него, как и у всех живых существ, находящихся на высокой ступени развития, забота о потомстве — это навык, полученный в результате обучения. Это хорошо видно на примере крупных обезьян, выращенных в неволе. Например, самки шимпанзе и гориллы, никогда не жившие в стае, не способны выкормить и выходить новорожденного детеныша. Чтобы спасти малыша работникам зоопарка приходится отбирать его у собственной мамаши. Объясняется это тем, что самки обезьян обучаются материнству только в условиях естественного сообщества, наблюдая, как другие матери заботятся о своих детенышах, и принимая участие в их заботах. Если они миновали стадию обучения материнству, то, родив детеныша, просто не понимают, что с ним делать. Инстинкт говорит им только о том, что ребенка надо защищать, а как за ним ухаживать, он не знает.

Женщина, не наблюдавшая за процессом выхаживания грудного ребенка и не имевшая такого опыта, так же, как и самка примата, даже при наличии материнского инстинкта не способна проявить материнское поведение. У человека материнское поведение формируется по мере продолжительных повседневных наблюдений девочки или девушки за поведением старших женщин в семье по отношению к младенцу. Если у женщины не было подобного опыта, то ее инстинкт будет лишен основы и не сможет преобразоваться в материнское поведение. Еще несколько десятилетий назад опыт ухода за младенцем передавался от матери к дочери и вопроса о правильности или неправильности приемов ухода просто не возникало. Сегодня эта преемственность утрачена практически полностью и поэтому наши современные мамы думают и гадают, как им правильно ухаживать за ребенком и кого лучше слушать. Об этой досадной утрате свидетельствует также широко распространенный довод современных бабушек, которые часто говорят: «Мы вас сами растили, — никто нам не помогал, вот и вы своих детей сами растите, на нас не рассчитывайте!» Этот довод, оправдывающий самоустранение новоиспеченных бабушек от участия в помощи молодой матери, является свидетельством отсутствия уже у них материнского поведения. В этой ситуации родившая женщина может быть введена в новую роль матери только за счет специального обучения.

Таким образом, родившую женщину можно назвать матерью только в том случае, если у нее сформировано материнское поведение. Это поведение формируется на базе материнского инстинкта под влиянием длительных наблюдений или специального обучения.

Обучение практике грудного вскармливания

Часто можно услышать слова: «Кормление грудью естественно, — зачем же женщинам в этом помогать?» Грудное вскармливание является одной из самых важных составляющих материнского поведения и не осуществляется само по себе, без обучения. Чтобы женщины успешно кормили грудью, они нуждаются в обучении. Это положение доказывает тот факт, что еще в начале XX века ни у кого не вызывала сомнений необходимость исключительно грудного вскармливания для ребенка первого года жизни, а сегодня лишь 14% российских женщин кормят грудью и считают это необходимым.

Впервые родившая женщина может не знать точно, как прикладывать ребенка к груди. И ребенок, хотя и в состоянии сосать, иногда не захватывает грудь ртом в достаточной степени. И матери, и малышу требуется помощь в обучении этому. Приложить ребенка к груди очень просто для матери, знающей, как это делается, однако, она должна это знать и уметь. Если же ребенок неправильно берет грудь, это может вызвать целый ряд проблем.

Кроме обучения самой технике правильного прикладывания малыша к груди, женщины нуждаются в большом количестве других подсказок. Они не знают, как часто кормить малышей, давать ли им воду и другие виды питания, что делать, если воспалились соски, возникла боль в груди, как справиться с избытком или недостатком молока и т.д. Молодые матери нуждаются в помощи человека, разбирающегося в этих вопросах. Женщина, вступающая на путь материнства, нуждается в том, чтобы кто-то более опытный ввел ее в новую роль матери.

Условия для полноценного развития ребенка

У новорожденного есть целый ряд психофизиологических потребностей, удовлетворять которые должна его мать. Малыш, появившись на свет, ожидает от мамы, что она знает обо всех его нуждах и умеет оказать ему помощь. От умения матери обеспечить ребенку хороший уход, полностью соответствующий его потребностям, и наладить грудное вскармливание зависит полноценное развитие его нервной системы, головного мозга и всего организма. В то время как неумелый или плохой уход, несоответствующий потребностям младенца, приводит к нарушениям в развитии его нервной системы и организма в целом.

Такая тесная зависимость между материнским поведением и состоянием здоровья ребенка объясняется очень просто. Новорожденный младенец обладает очень высокой чувствительностью, где особо выделяется повышенная чувствительность кожи. Рождение переносится им как страдание. Это первичное страдание выражается в таких переживаниях, как ощущение бесконечного падения, переживание тревоги и страха за свою жизнь, боль от прикосновений. Эти ощущения тем более ужасны и впечатляющи, если учесть, что младенец полностью зависим от воли взрослого человека и не может самостоятельно защититься. Именно поэтому материнская забота необходима ребенку не только для его полноценного развития, но и для того, чтобы просто жить. Это положение доказывает эксперимент, проведенный римским императором Фридрихом II над новорожденными детьми. Он хотел выяснить, на каком языке заговорят дети, которые никогда не слышали человеческой речи. Младенцев забрали от матерей и передали нянькам, которые должны были купать и кормить их. Брать детей на руки и говорить с ними запрещалось. В результате эксперимент провалился, — все дети умерли. Один историк XIII века заключил: «Фридрих напрасно старался… Ребенок не может жить без ласки».

Если мать ведет себя в соответствии с ожиданиями и потребностями ребенка, то такой уход за ним может стать поистине лечебным. В современных условиях организация ухода за новорожденным считается терапией и позволяет предупредить нарушения в развитии. По наблюдениям врачей-невропатологов, дети, которые при рождении имеют те или иные проблемы, при правильно организованном уходе способны справляться с ними без серьезных врачебных вмешательств.

Как и когда лучше учится уходу?

Конечно, лучше всего было бы поехать в отдаленную деревню, поселиться в доме многодетной семьи и пожить там пару лет, наблюдая, как опытная мать ухаживает за своими детьми. Но для современной городской жительницы это нереально, тем более что специфика быта не позволяет применять некоторые методы буквально. Поэтому существуют специальные методики ухода, приспособленные к жизни в городских условиях. Одна из них разработана специалистами нашего Центра и успешно применяется на практике уже более 15-ти лет. Ценность этой методики заключается, в том, что она органично сочетает древние традиции, и современные знания с опытом многодетных матерей по уходу за новорожденным. В частности, автор методики сама является многодетной матерью, воспитавшей 6 детей.

Мы предлагаем мамам учиться ухаживать за ребенком сразу после выписки из роддома, на дому. Приезжая к Вам домой, инструктор поможет Вам справится со специфическими бытовыми проблемами, связанными с организацией грудного вскармливания и ухода за грудным ребенком. По желанию мамы, специалисты нашего Центра могут вести наблюдение за ростом и развитием Вашего малыша, внося по мере взросления необходимые коррективы в уход за ним.

Особого успеха в освоении методики ухода за новорожденным, добиваются мамы, которые еще до родов прослушали курс «Психология новорожденного». Этот курс содержит именно те знания, опираясь на которые мама всегда сможет принимать решения, исходящие из интересов ребенка.