Skip to main content

Прикорм

консультант по грудному вскармливанию
консультант по уходу за детьми
Казакова Анна

 

Наверно, каждый из нас видел такую картину: мама всячески развлекает ребенка, уговаривая его съесть хоть ложечку. Это стало типичной картиной детства. Почему же происходит так, что ребенок не хочет есть? А сколько проблем остается за кадром? Мамы задают всё одни и те же вопросы: «Ребенок  давится и срыгивает», «проблемы со стулом», «стал меньше сосать грудь и уменьшилось количество молока»…

Современный способ введения прикорма неидеален. Там четко и в цифрах расписано, сколько и каких продуктов должен съесть ребенок в разном возрасте, но совершенно игнорируется факт, что все дети разные и потребности у них неодинаковые.

Одна из главных ошибочных установок  – пытаться заменить прикормом грудное вскармливание. На самом деле эти процессы идут параллельно. Педиатры знают, что возможности усвоения обычной пищи у ребенка сильно ограничены. Становление и налаживание пищеварения еще в самом начале и грудное молоко активно помогает в этом ферментами и полезными веществами, которые в нем содержатся. 

Из этой попытки замещения грудного вскармливания вытекает  и другая ошибка: большие объемы прикорма. Объем желудка 8-месячного малыша – всего 200 мл! Теперь сверимся с таблицами прикорма и станет понятно, почему ребенок начинает меньше высасывать молока из груди и появляются застои или количество молока уменьшается.  Слишком большие объемы пищи постоянно растягивают стенки желудка, а у ребенка формируется привычка к перееданию.  По этой же причине возникают частые срыгивания и рвота: излишки просто не помещаются в желудке и выбрасываются обратно сфинктером!

 

Дети в возрасте до полутора лет, находящиеся на полноценном грудном вскармливании, едят мало, поэтому не стоит гнаться за большими объемами и конкретными количествами съеденного! Первые месяцы с начала введения прикорма дети едят активно не потому, что голодны, а потому что новая пища им в новинку.  В дальнейшем порции уменьшаются!

 

Пищевой интерес

Согласно рекомендации ВОЗ вводить ребенку прикорм нужно не ранее 6 месяцев. Именно в этом возрасте малыш начинает проявлять активный интерес к пище взрослых. В это время важно поддерживать пищевой интерес и не нарушать его. Моментов, способствующих поддержанию  активного пищевого интереса много, но главное здесь – учитывать индивидуальные потребности в пище. Эта норма и определяется аппетитом малыша, ведь аппетит – это и есть важнейший механизм, подсказывающий нам, сколько и когда мы должны съесть. Важно не навязывать какое-то определенное количество еды, а именно это происходит, когда ребенка всеми способами отвлекают, чтобы скормить необходимую порцию. Отвлекаясь от еды на развлечения и телевизор, малыш не учится рассчитывать размер порции самостоятельно и его аппетит его падает до нуля.

Чем прикармливать малыша?

При выборе продуктов для детского рациона лучше всего ориентироваться на общесемейный стол (с оговоркой, что семейная еда здоровая и не содержит всякой «химии»). Ведь именно эту пищу ребенок будет есть и любить в дальнейшем. А значит, его пищеварение должно адаптироваться именно под эти продукты. А что происходит повсеместно? Ребенку предлагают неопределенного вида и вкуса пюре, которое к тому же никто больше не ест. Еда не только не вкусна, но и не популярна. 

Отдельно стоит сказать и про советскую привычку измельчать и перемалывать пищу для малышей. Во втором полугодии жизни исчезает рефлекс выталкивания (предохраняющий от опасности подавиться) и активно формируются навыки жевания и глотания. Для того, чтобы эти навыки нормально сформировались, в рационе малыша должно быть большое количество твердой пищи, кусочками. Преобладание же пюре часто мешает ребенку научиться жевать и глотать, из-за чего подросший малыш плохо справляется с кусочками и часто давится.

А вот зубы для освоения этих навыков детям и не нужны: они подолгу мусолят кусочки во рту.

И хочется напомнить, что когда ребенок обедает, он не только насыщает свое чувство голода, он еще и приобретает различные навыки и усваивает важные модели поведения. Помимо уже описанных навыков жевания, глотания малыш учится еще еще и тому, какие продукты и в каком виде принято есть в семье, учится рассчитывать объем своей порции, обращаться с посудой и приборами, правилам поведения за столом, и тому, что пища ценна сама по себе, а не как дополнение к телевизору. Именно поэтому прикорм называется педагогическим!

В заключение еще раз кратко перечислим основные принципы педагогического прикорма:

  • Введение прикорма не раньше 6 месяцев;
  • Прикорм дается только при наличии активного пищевого интереса у ребенка и объем порции также зависит от пищевого интереса малыша;
  • Прикорм вводится продуктами общего стола (детям отдельно не готовят);
  • Большое содержание в рационе твердой и полутвердой пищи кусочками;
  • Питание сбалансированное, сезонное, без «химии» (ВНИМАНИЕ! На некоторые продукты есть возрастные ограничения!);
  • Важно поддерживать пищевой интерес ребенка и формировать уважительное отношение к пище;
  • Правила поведения и навыки аккуратности прививаются с самых первых дней введения прикорма.